Константин Шерман. Психолог, психотерапевт

Кейс: как психологический тест подсвечивает руководителю проблемы эмоционального выгорания сотрудников

Почему тест?

Есть мнение, что эра психологических тестов прошла. Нет, друзья, прошла эра их разработки. На сегодня мы имеем множество проверенных и надежных инструментов. Тест справляется с задачами, для которых он предназначен. Он не раскроет вашу личность в деталях, не сделает за вас сложный выбор. Но тест покажет вас относительно других. Или:
  • Сотрудника относительно коллектива
  • Кандидата на должность относительно тех, кто уже на ней работает и эффективен
  • Подразделение относительно всей организации или другого подразделения

По огромному количеству критериев. Почти все, что вы можете придумать, прямо или косвенно можно измерить тестом. В этой статье разберем кейс измерения эмоционального выгорания сотрудников.

В организации, где был проведен проект, есть 8 подразделений. Все эти подразделения работают с клиентами организации (каждое по своему направлению). Одна из наших задач: показать картину эмоционального выгорания.

Методика

Мы работали с тестом MBI Кристины Маслач и Сьюзан Джексон, это американский опросник, переведенный и адаптированный Наталией Евгеньевной Водопьяновой (доктор психологических наук, профессор СПбГУ). Этот тест надежен и состоит всего из 22 вопросов. Кроме этого теста мы пользовались еще двумя, использовать тесты с большим количеством вопросов было просто жестоко по отношению к респондентам. В других случаях мы можем выбрать другой тест.

Естественно, мы автоматизировали тестирование. Это огромный плюс самой процедуры. Автоматизация экономит время респондентов, заказчика и исполнителей. В итоге каждый сотрудник мог заполнить тест на рабочем месте с ПК или телефона. Сразу после заполнения каждый видел описание своих результатов.
автоматизированный психологический тест
Нам и руководителю организации личный результат каждого малоинформативен. Результат теста – это почти всегда число. Числа можно сравнивать, пользуясь инструментами матстатистики. Вот здесь-то и начинается настоящая магия!

Статистика

Конечно, если знать весь процесс, магия становится простым и выверенным инструментом, который со стороны кажется волшебством. В основе магии лежит нормальное распределение Карла Фридриха Гаусса. Не важно какой признак мы замеряем, выборка людей будет распределяться по этому графику. Например, мы измеряем рост у 100 человек. На горизонтальной оси мы отмечаем рост в сантиметрах. На вертикальной количество людей. Людей со средним ростом много, они формируют верхушку холма на графике. Людей с ростом чуть выше или чуть ниже среднего меньше. Людей с высоким и низким ростом еще меньше. И совсем мало очень высоких и очень низких.
Посмотрите на фотографию. Даже на ручках двери видно это нормальное распределение. Большинство берутся за ручку с краю.
С выгоранием также. Мы посчитали среднее значение и стандартное отклонение результатов теста – это те 2 участка слева и справа от центра, в каждом из которых находится 34% выборки. Итого 68%. Это статистически значимое большинство.

Когда мы покажем результат на графике, нам удобно сравнить что происходит с выгоранием в каждом подразделении. На всех графиках показан диапазон, в котором находятся 68% заполнивших тест. Чем выше отрезок, тем выше выгорание. Чем короче отрезок, тем меньше разброс. Короткий отрезок в верхней части – выгорание есть почти у всех. В нижней – выгорания нет. Длинный отрезок – большой разброс в баллах: у кого-то есть выгорание, у кого-то нет.

Результат

Первая шкала теста, она же первая стадия эмоционального выгорания – эмоциональное истощение. Чем выше этот показатель, тем выше вероятность, что специалисты находятся в состоянии сниженного эмоционального тонуса, ощущении «пресыщенности» работой. И мы сразу видим, что в общем истощение в организации есть. Большинство подразделений здесь не отличаются от общей картины, это нормально, так будет в любой организации. Но мы четко видим, что есть 2 отдела (6 и 8) с более сложной ситуацией. И есть отдел 7, где ситуация не острая. Любопытно, что руководитель знал о сложностях 8 подразделения, но ничего не говорил об острой ситуации в 6. Хотя сотрудники 6 отдела истощились больше.

Вторая шкала и вторая стадия выгорания – деперсонализация. Чем выше деперсонализация, тем чаще специалист эмоционально отстранен от клиента. В крайних случаях деперсонализация проявляется в циничном и агрессивном отношении к работе и людям. И здесь мы снова видим высокие баллы в 6 и 8 отделах. Самая благоприятная ситуация по этой шкале в отделах 5 и 1. Большинству их сотрудников свойственны низкие значения.

Третья стадия выгорания и третья шкала теста MBI называется редукция профессиональных (личных) достижений. Это обесценивание себя как специалиста. Чем выше балл по этой шкале, тем больше специалист недооценивает себя профессионально, старается избегать работы. Отдел 6 снова очевидный «лидер», отдел 8 снова на втором месте. В остальном ситуация в организации не такая сложная.

Руководитель организации ставил акцент в работе с отделами 3 и 8. Мы с вами видим, что в 8 действительно нужна работа с персоналом. А 3 отдел не выделяется на общей картине. Возможно, руководители 3 и 8 подразделений больше говорили о сложностях. Или руководитель организации так воспринимал происходящее. А 6 отдел, возможно, ушел из внимания. Цифры результатов теста помогают увидеть реальную картину и определить приоритеты в последующей работе.

И о том, что дальше: что с этими данными теперь делать? Это тема отдельной статьи, читайте ее здесь.

Удобство

Еще один важный нюанс тестовой диагностики – это визуализация данных. В этом проекте мы привели все 3 шкалы к виду 0 (нет выгорания) – 100 (максимальное выгорание). Хотя в самой методике числа и полюсы шкал разные. Наша задача в том, чтобы хороший тест было удобно заполнять, получать результат и изучать итоги.